Сравнение технологий ямочного ремонта дорожного покрытия.
Россия — страна, где наблюдаются значительные изменения погодных условий в различные времена года и существуют периоды, когда за короткое время происходит значительное изменение температуры. Резкие изменения температуры, особенно перепады через ноль в сторону положительных и отрицательных значений, приводят к появлению повреждений дорожного покрытия.
Вода, проникающая в малейшие трещины на поверхности, в результате падения температуры ниже нуля при замерзании увеличивается в объеме, приводя тем самым к разрушению участков поверхности. Цикличность данного явления за короткое время приводит (после нескольких колебаний температуры с плюса на минус) к образованию многочисленных существенных ям, которые затем увеличиваются вследствие нагрузки, оказываемой колесами автомобилей, движущихся по этому покрытию. Остановить этот процесс можно только путем выполнения ямочного ремонта с одновременной его защитой от последующего проникновения воды.
Проведение одного лишь ямочного ремонта, без защиты участка от проникновения воды, или небрежное (без соблюдения технологии) выполнение ямочного ремонта неизбежно ведет к образованию последующих повреждений на том же месте, и, притом, в очень короткое время.
Технологии позволяющие проводить ямочный ремонт с защитой поверхности от последующего повреждения на том же участке можно разделить на две категории:
- Ремонт участков большой площади, в случае, когда повреждение дорожного полотна оправдывает использование дорожной фрезы.
- Ремонт отдельных ям, в случае, когда степень повреждения полотна не оправдывает применение фрезы для ремонта дорожного покрытия.
Каждая из вышеперечисленных технологий имеет свои достоинства и недостатки, и только их сравнение, а также оценка экономической стороны процесса позволит определить методику наиболее подходящую для каждого конкретного случая.
Первый случай однозначно определяет технологию ремонта:
- Фрезерование поверхности поврежденного участка при помощи дорожной фрезы. Размеры фрезы зависят от масштабов планируемого ремонта;
- Очистка выфрезерованного рабочего участка щетками или сжатым воздухом;
- Нанесение эмульсии на поверхность рабочего участка;
- Укладка асфальтовой смеси при помощи асфальтоукладчика;
- Уплотнение асфальта на залатанном участке при помощи вибрационного катка.
Данная технология требует применения большого количества специализированной техники, обслуживаемой большим количеством людей, что, с учетом необходимости доставки этой техники к месту строительства, ведет к возникновению значительных расходов, которые приемлемы только в случае проведения ремонта на участках достаточно большой площади. Преимущество данной технологии заключаются в том, что возможно выполнить ремонт на больших участках за короткое время, и при правильном соблюдении технологии такой вид ремонта довольно долгосрочный.
Ремонт отдельных выбоин, может производиться различными способами, с применением различных технологий. В данной публикации мы рассмотрим два, наиболее интересных методов ямочного ремонта для относительно небольших объемов.
Первая технология, о которой пойдет речь, набирает все большую популярность в нашей стране, особенно в межсезонье, это ямочный ремонт холодным асфальтом. Данная технология при идеальных условиях подразумевает следующую последовательность действий:
- При необходимости вырезать пилой, или выбить гидравлическим отбойным молотком участок, приближенный по форме к прямоугольнику, что позволит выполнить его заполнение;
- Очистка рабочего участка щетками или сжатым воздухом;
- Нанесение на участок эмульсии;
- Заполнение рабочего участка холодной массой, поставляемой в мешках. Заполнение рабочего участка из-за малых размеров производится вручную, что приводит к потере времени. Работник при помощи скребка или лопаты распределяет холодный асфальт, выравнивая поверхность для уплотнения;
- Уплотнение при помощи вибрационного катка или вибрационной плиты;
К преимуществам данной технологии можно отнести в первую очередь возможность применять холодный асфальт даже при минусовых температурах, что особенно актуально для условий России. Холодный асфальт, произведенный с применением специализированных добавок, таких, как например добавка STAROIL SP, итальянской фабрики Star Asphalt, позволяет делать смесь работоспособную при температуре до – 25°С. К слову, с одной бочки такой добавки возможно произвести до 35 тонн смеси на любом АБЗ. У фабрики Star Asphalt существуют так же совершенно инновационные продукты в области холодных асфальтов, это специальное вяжущее RICICLA. Данный продукт позволяет из 100% асфальтовой крошки сделать холодный асфальт, перемешав ее с 2% вяжущего RICICLA. Уникальность этого продукта и данной технологии в том, что приготовить холодный асфальт можно прямо на месте выполнения работ, используя например бетономешалку, чтобы обеспечить должное перемешивание RICICLA c асфальтовой крошкой. Единственное условие – это крошка должна быть более менее фракционной, сухой и без мусора. Такой холодный асфальт имеет работоспособность до 0°С.
Недостатком технологии ямочного ремонта холодным асфальтом в первую очередь является то, что такой вид ремонта — антиаварийный и не призван обеспечить на несколько лет отсутствие повреждений на месте ремонта, хотя исходя из практики многих дорожников, при грамотном соблюдении всех нюансов технологии, такие заплатки служат верой и правдой много лет. Так же недостатками является низкая производительность процесса, риск низкого качества ремонта (качество материала, человеческий фактор), необходимость применения различного вида специальной техники, участие от 2 до 4 человек, в зависимости от объема работ и квалификации работников.
Вторая технология, о который пойдет речь – это ремонт струйно-инъекционным методом с применением специализированных дорожных машин. Рассмотрим эту технологию на примере дорожной машины STP 1008 польской фабрики STRASSMAYR, которая в 2015 году вошла в группу компаний MASSENZA, широко известную, как производитель различных видов премиум оборудования для битумных технологий. Данный вид ямочного ремонта осуществляется с участием одной машины и имеет следующую последовательность действий:
- Очистка выбоины при помощи сжатого воздуха, или, при необходимости, с использованием воды;
- Нанесение на рабочий участок эмульсии;
- Заполнение выбоины смесью эмульсии и щебня. Возможность заполнения глубоких выбоин с применением двух фракций заполнителей;
- Присыпка заполненной и отремонтированной выбоины сухим щебнем.
Основным преимуществом ямочного ремонта дорожной машиной STP 1008 является высокая производительность работ, средняя производительность 7,5 м³ материала (около 150-200 м²) в день. Помимо этого технология имеет еще целый ряд преимуществ:
- Такой вид ремонта поверхности возможно выполнять сразу же после окончания зимнего периода, когда температура воздуха превысит 5°C;
- Доступность материалов, необходимых для выполнения ремонта, независимо от времени года, в отличие от асфальта;
- Низкие затраты на оплату труда – ремонт выполняется двумя работниками (водитель грузового автомобиля и оператор машин);
- Небольшие затраты на приобретение необходимых для ремонта материалов (эмульсия и щебень);
- Высокий уровень безопасности работников – рабочий орган машины установлен в передней части автомобиля;
- Быстрый и простой монтаж и демонтаж навесного оборудования в кузов любого грузового автомобиля;
- Возможность применения грузового автомобиля в других целях, когда не ведутся дорожные ремонтные работы. Как следствие, отсутствие необходимости приобретения специализированного грузового автомобиля.
Резюмируя, проведение ремонта дорожного покрытия, заполнением выбоин и ям с использованием смеси эмульсии и щебня, при помощи дорожной машины для ямочного ремонта STRASSMAYR STP 1008 гарантирует достижение требуемого качества, которое является основным фактором долговечности отремонтированного участка. Возможность выполнения всех этапов ремонта с применением одной машины, обслуживаемой двумя или одним работником, без необходимости использования нескольких единиц техники, подключения и транспортировки различных устройств, способствует обеспечению правильного проведения всех этапов ремонта, что, в свою очередь, гарантирует долговечность отремонтированного участка. Возможность выполнения ремонтных работ сразу же после окончания зимнего периода позволяет привести поврежденные дороги в состояние, позволяющее их эксплуатацию, за короткое время, в период, когда этот ремонт наиболее необходим.